Итак, государи мои, режиссёр Питер Джексон наконец-то решил порадовать нас второй частью остросюжетного блокбастера "Властелин Колец".
На этот раз просмотр был осуществлён в к/т "5 звёзд" на Павелецкой. Звук, несмотря на плохие места в заднем ряду, не подкачал - жопа сжималась в кулачок ровно в тех местах, где она должна была это делать, например, при звуке рога Хельма.
Но будем последовательны.
Фильм начинается с середины предыдущей серии - с места падения Гэндальфа и Балрога в пропасть под мостом Дарина. Бюджет Балрога был явно урезан по сравнению с предыдущей серией, поэтому он смотрелся не "скользким чешуйчатым гадом", а куклой, которую облили соляркой и подожгли. Искры, которые сыпались в полёте, были реализованы при помощи магния и бенгальских огней, что всегда дешевит впечатление. Поэтому Балрог в полёте никого не напугал, а тем более - Гэндальфа. Старый маг не стал дожидаться конца падения, и прямо в полёте немного почикал Балрога мечом.
После окончания падения мы видим, что всё оно, падение, снится Фродо, и с этого места начинается действие собственно фильма.
Следует отметить, что для пущей зрелищности было решено не разбивать фильм на две части, как то было сделано с книгой, а перемешать их. Таким образом, сцены "про Фродо" и "про остальных" чередовались.
Итак, Фродо с Сэмиусом отправились до МордОру, и по пути немедля встретили своего старого знакомца Голлума. Голлум, вопреки опасениям, был реализован прилично - видно, что это не змея и не черепаха, а битый жизнью хоббит с манерами бывалого урки. Жидкие волосики, чахоточная худоба, морщины, нездоровая кожа со следами пигментации - всё это каждое лето мы можем лицезреть в поезде Москва-Саранск при подъезде к станции Потьма. Немного карикатурно сделаны глаза - уж очень они большие и кукольные. Но не будем мелочны.
Сценариста данного фильма по части Голлума консультировали очень знающие люди. Будучи задержан, Голлум оказал сопротивление по всем правилам. Ёбнув Сэма по яйцам, он попытался заползти обратно на гору, но у него ничего не вышло. Тогда он перешёл к активной обороне - да такой, что мне аж как-то неуютно стало. Ровно фОрель на мясной. Пизданул Сэма так, что того с пяти метров об скАлу дало. Фродо, впрочем, быстро укатал данного персонажа, показав ему свой кинжал. Тогда Голлум закатил истерику, но Фродо очень грамотно развёл его дать зарубу на кольце. В общем, чистые братья Вайнеры.
Орки показаны немного неровно. Гришнак, по книге бывший злобным и хитрым мордорцем, в фильме выведен "придурковатым, не понимающим, что творит, разбойничком", похожим на Дуремара в исполнении Льва Дурова. Про воинскую дисциплину все забыли не при нападении рохирримов, а при дележе орочьего мяса. Так что Мерри с Пиппином начали уползать в лес ещё до нападения. Сцена же самого нападения была снята крайне сумбурно - все только бегали вокруг и орали дурниной. Правда, момент, когда Мерри чуть было не задавило лошадью, снят был на совесть. Рифлёные подковы машинной ковки сверкали в зарнице костров прямо как зеркала.
Гимли в данной серии выведен клиническим идиотом, с которым все якшаются только из вежливости. Вообще, в произведениях Толкина гномы - довольно-таки злобные дядьки, над которыми смеяться особо никому не захочется. Гимли же изображён косоглазым уродцем с мордой спившегося башкира, который за топор хватается как чечен за яйца. Когда он по какому-то поводу полез к Леголасу обниматься, у того на физиономии читалось вполне определённое выражение. Такое выражение часто возникает на лицах людей, когда их ебанутая на всю голову тётушка, единственными наследниками которой они являются, пересказывает им статью из журнала "Лиза" про раздельное питание согласно знаку Зодиака. В общем, гном вышел сырой и крайне непродуманный.
Про остальных же персонажей ничего плохого сказать не могу - кастинг и грим на высоте. Арагорн для своих 86 лет сохранился просто на ять - лёгкая небритость и похуизм во взоре выдают тёртого калача. У Леголаса на лице написан весь аристократизм представителя расы Перворождённых - даже присутствует голубизна от бритья против щетины. Белый тональный крем, примутнённые контактные линзы и тонкая линия фиолетовой помады на лице Гримы не оставляют никаких сомнений относительно стервозности и блядовитости данного персонажа. Эовин, правда, вышла немного по-рязански - бело-рыжий цвет нанесён прямо поверх сивых волос. Но Теодена в старости сделали просто отлично - писан он был прямо со старца Фура из "Ключей от форта Байяр".
Отдельных слов заслуживают Саруман и Элронд. Первый всем нам хорошо знаком ещё по х/ф "Мио, мой Мио", где он играл злого рыцаря Като. Высокий лоб в сочетании с семитским носом и орлиностью взора идеально подходят для такого рода ролей. Но вот на роль второго режиссёр зачем-то пригласил агента Смита из х/ф "Матрица", чем испортил всю малину. Зритель поневоле задаётся вопросом - когда же, наконец, придёт Мортеус и научит Фродо прыгать через небоскрёбы.
Встреча Арагорна и комании с Гэндальфом в Фангорне была реализована путём установки прожектора за спиной последнего, так что до последнего момента было непонятно, кто же там стоит. Зато потом было показано продолжение битвы с Балрогом. На этот раз Балрог был сделан на манер Чуды-Юды с воткнутыми в жопу китайскими огненными фонтанами. Гэндальф же, после того, как его признали, улыбнулся и принял свой вид доброго дедушки Айболита.
Отдельного абзаца заслуживает ключевая сцена фильма - заскок Леголаса на лошадь. Выглядело это примерно так: сначала он, стоя перед мордой лошади, со скоростью крупнокалиберного пулемёта сыпал в орков стрелами. Затем одной рукой Леголас закинул к себе лук за спину, другой же подтянулся за уздечку, чуть-чуть подпрыгнул, сделал в воздухе небольшое боковое сальто, приземлился ногами в стремена лошади, которая уже к тому времени начала двигаться, и поскакал. Всё действо заняло чуть больше секунды. Снимаю шляпу.
Столица Рохана, г. Эдорас, был сделан в виде древнерусского посада, стоящего на верхушке скалы посреди голой степи. С поистине царским размахом город решено было сделать полностью из дерева, которое приходилось туда везти, должно быть, километров за сто. Но чего только не сделаешь ради роскоши!
Золотой Дворец Эорлингов был богато украшен шахматными конями и английской резьбой. Посреди него на троне сидел совсем морально опустившийся Теоден, который иногда приоткрывал глаза и звал Гриму. Гэндальф провёл сеанс экзорцизма, несколько раз утробным голосом произнёс "Изыди!", и выгнал-таки Сарумана из тела Теодена. При этом показали Ортханк и упавшего на пол Сарумана, который, оказывается, и Теоденом дистанционно управлял через палантир. Не знаю прямо, что будет, когда у него этот палантир, наконец, отнимут. Теоден после изгнания бесов кадинально изменился. У него появились нормальные рыжие волосами вместо старых жиденьких седых, глаза приобрели синий цвет, кожа подтянулась и на ней пропали пигментные пятна. После этого Теоден взял в руки меч, стал ходить по комнате и валять ваньку. Закончилось всё это эвакуацией населения Рохана в Хельмову Падь. Гэндальф же сел на Светозара - мощную белую зверюгу с мордой бультерьера - и куда-то ускакал, обещав вернуться через пять дней.
Ради пущей зрелищности, половину фильма отвели под битву в Хельмовой Пади, в книге занимающую три страницы. К осаде крепости Хельма армия Рохана приступила явно неподготовленной. Против более десяти тысяч урюков Сарумана было выставлено несколько сотен рохирримов и отряд эльфов-лучников, приведённый каким-то мордатым эльфийским командиром. Не было сделано контрвалационных и циркумвалационных рвов, не было заготовлено чанов с кипятком и горящей смолой, по склонам долины не были спущены камнепады, и вообще крепость спасло только такое же распиздяйство со стороны атакующих. Урюки дрались как гвардейцы кардинала - нападали строго по одному и то и дело разлетались в разные стороны. Единственной заготовленной бомбой урюки взорвали внешнюю крепостную стену в самом неудобном для атаки месте - по центру. Отличились и рохирримы - крепить ворота балками они стали только тогда, когда их уже почти сломали тараном.
В критический момент атаки Теоден сказал "ебись оно всё лошадью" и совсем уж было упал духом, но его выручил гном Гимли, вовремя задудевший в большой рог Хельма. Рог был действительно большой - около двух метров в диаметре и порядка двадцати - в длину. От какого животного его отпилили - неизвестно. Скорее всего, просто-напросто сделали из папье-маше.
Гэндальф сдержал своё обещание, и прискакал-таки на рассвете вместе с Эомером и его шоблой. Вообще-то он должен был привести на место битвы лес Фангорна, но там что-то не склеилось, пришлось довольствоваться конницей. Эомер с Гэндальфом, прокричав что-то вроде "а-ну-разойтись-всем-нахуй-ёб-вашу-мать", ринулись по почти отвесному склону вниз на лошадях. Как ни странно, до низу они именно доскакали, а не долетели кувырком. В общем, всё закончилось хорошо. Правда, того мордатого командира эльфов всё-таки пристрелили, ну да и хуй бы с ним, в книжке его всё равно не было.
Очень позабавила семейная сцена Элронда и Арвен. Всё в лучших традициях - старик-метис, родившийся ещё в Первую Эпоху, распекает молодую и дурную квартеронку-дочку, появившуюся на свет аж в Третью Эпоху и ещё не разменявшую и трёх тысяч лет. Один-в-один повторяется сценка из х/ф "Армагеддон", где дочку бурильщика Гарри Стэмпера играла та же Лив Тайлер.
Энтов в фильме показали похожими на дядюшку Ау из советского мультика. В сцене разговора Мерри и Пиппином с Фангорном сценарист не удержался, и пихнул какую-то чушь про "у нас не будет дома", "пожалей нас, сироток" и тому подобное. Потом, правда, Мерри с Пиппином всё-таки убакланили Фангорна сходить посмотреть на опушку собственного леса, где он наглядно убедился, что Сарумана надо еть. Еть Сарумана энты пошли очень бодро, потерь среди личного состава практически не случилось.
Общее впечатление от спецэффектов - хуже, чем от прошлой серии. По-прежнему неплохо выходят пейзажи, особенно ночной вид через Гнилые Болота на Мордор. Но вот, например, батальные сцены - не выдерживают никакой критики, все орки сделаны настолько пластилиново, что даже не смешно. Видимо, всем настолько понравилась идея использования пенопласта в качестве материала для моста Дарина, что на этот раз из него был выстроен целый город Осгилиат, абсолютно, кстати, не приспособленный для жизни. Везде какие-то мосты, памятники, статуи, колонны - и ни одного дома, ни одного магазина, ни одной лавки, сортира, простите, и то нигде нет. Я, уж извините, не знаю, может они там все в Осгилиате эльфы и срут фиалками, но вот нормальная армия там так и ляжет. Это всё, конечно, очень блаародно - статуи там, древность, но вот людям, например, жить, жрать и срать гораздо удобнее не в гробницах, а в специально приспособленных для того помещениях.
В целом фильм оставляет впечатление ровное, хотя немного уступает первой части. Я думаю, это из-за сюжета. Всю вторую книгу "Властелина Колец" можно выкинуть на хуй без особого ущерба для повествования, и лично мне непонятно, зачем её Толкин вообще уселся писать. Все там только ходят и пиздят, пиздят и ходят. Ну да ладно, тут дело хозяйское.
Ждём третьей части.
Алексей Боленокъ,
г-нъ корнетъ,
к-да Дмитрiя Славина,
г. Долгопрудный